Информация о проекте
Методологические основы оценки эффективности деятельности школьных театров, спортивных клубов, медиацентров в системе общего, профессионального и дополнительного образования.

Цель проекта
Разработать систему и механизмы оценивания эффективности деятельности школьных театров, спортивных клубов, медиацентров в едином образовательно-воспитательном пространстве общего, профессионального и дополнительного образования.

Актуальность исследования обусловлена государственной политикой в сфере дополнительного образования детей (Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р) и пониманием необходимости внедрения в образовательно воспитательный процесс принципов, отраженных в Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания в том, числе в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Идея гарантированного доступа обучающихся к дополнительному образованию позиционируется в самой Концепции и отражается в ее Целевых показателях.

На основании вышеизложенного возникает необходимость понимания реализации программ дополнительного образования в системе образования с позиции формирования традиционных духовно-нравственных ценностей, формирования у обучающихся навыков, связанных с их интеллектуальным и эмоциональным развитием.
Трансформационные изменения отношения к системе дополнительного образования как к необходимому условию гармоничного развития ребенка, обеспечивающее его становление как личности и гражданина актуализирует противоречие, которое выражается в отсутствии комплексного подхода к системной реализации дополнительных общеобразовательных программ для всех уровней образования, отсутствие единых подходов их организации, специфики программ, технологий и форм реализации, их преемственности, оценке эффективности как программ, направленных на всестороннее, комплексное развитие ребенка в целом в системе образования. Отсутствие единых подходов и механизмов формирования и развития ценностносмысловой сферы детей при реализации дополнительных общеобразовательных программ для всех форм и уровней образования. Использование новых инструментов и технологических решений в условиях интеграции повысит качество образовательных и личностных результатов и способствует активизации личностного потенциала.

Фундаментальное исследование направлено на преодоление противоречий, обусловленных выраженной потребностью в современного общества в инновационных подходах к реализации дополнительных общеобразовательных программ и отсутствием методологического и методического обоснования педагогического сопровождения данного процесса. Также отсутствуют инструменты для прогностической оценки методологических подходов к методическому сопровождению процесса интеграции учреждений дополнительного, общего, и педагогического образования в единое образовательно-воспитательное пространство, актуализируя потребность в разработке концептуальных оснований создания региональной модели интеграции учреждений дополнительного, общего, и педагогического образования в единое образовательно-воспитательное пространство.

Также существующая разрозненность в реализации дополнительных общеобразовательных программ в целом в системе образования обусловливает необходимость разработки модели, интегрирующей их реализацию.

Таким образом, актуализируется потребность в обобщении психологопедагогического знания и систематизации практического опыта регионов России в реализации дополнительных общеобразовательных в едином образовательном и воспитательном пространстве.
  1. Проведен теоретический анализ реализации, существующих систем организации дополнительного образования в организациях общего и профессионального образования, педагогических вузах, учреждениях дополнительного образования с использованием аксиологического, системнодеятельностного, культурологического и проектного методологических подходов.
  2. Выявлены способность и готовность педагогов к реализации целей и задач Концепции и Указа президента, а именно к организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности.
  3. Сконструировано психосемантическое пространство, способности и готовности педагога к исследованию и проектированию интегрированной образовательной среды как расширения сферы его профессиональной компетентности в области реализации дополнительного образования и провести кластерный анализ наполняемости данного конструкта.
  4. Обобщена и проанализирована эмпирическим путем преемственность существующих систем организации дополнительного образования в организациях общего и профессионального образования, педагогических вузах, учреждениях дополнительного образования (не менее 30 в Сибирском и Уральском федеральных округах, не менее 7 субъектах Российской Федерации) с позиции реализации в них воспитательного потенциала и формирования у обучающихся традиционных духовно-нравственных ценностей личности в системе с использованием структурнофункционального подхода.
  5. Проведен структурный анализ пространственно-предметной и социально-культурной среды существующих школьных театров (театральных студий), школьных (студенческих) медиацентров, технологических кружков и спортивных клубов в системе образования в целом на основе информационного подхода. Оценить образовательно-воспитательную среду с позиции доступности для детей с особыми образовательными потребностями, представить результаты в виде инфографики.
  6. Выделены основные аспекты интеграции с позиции субъектов образовательного процесса и оценены возможные риски интеграции.
  7. Разработан комплекс стандартизированного технологического инструментария, отличающегося деятельностным характером для оценки эффективности реализации существующих дополнительных общеобразовательных программ с позиции достигаемых образовательновоспитательных результатов.
  8. Произведена прогностическая оценка методологических подходов к методическому сопровождению процесса интеграции учреждений дополнительного, общего, и педагогического образования в единое образовательно-воспитательное пространство.
  9. Предложены концептуальные основания создания региональной модели интеграции учреждений дополнительного, общего, и педагогического образования в единое образовательно-воспитательное пространство.
  10. Создана электронная база данных, включающая информацию о педагогических дефицитах педагогов и оценке эффективности реализации существующих дополнительных общеобразовательных программ с позиции достигаемых образовательно-воспитательных результатов (на примере организаций общего и профессионального образования, педагогических вузов, учреждениях дополнительного образования Сибирского и Уральского федеральных округов (не менее 7 субъектов Российской Федерации)).
  11. Апробированы научные и методические результаты исследования на заседании круглого стола с приглашением представителей образовательных организаций Сибирского и Уральского федеральных округов (не менее 7 субъектов Российской Федерации), Министерства образования и науки Алтайского края.
  12. Организованы и проведены мастер-классы в целях апробации и внедрения практико-ориентированных образовательных продуктов и инструментов, полученных в результате выполнения НИР интерактивные мероприятия для педагогов, а также заинтересованной родительской общественности (2025-2026 гг.).
ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет" - 2024 г.
Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum